Для того чтобы провести крестьянскую реформу и отменить крепостное право в условиях дефицита бюджета, государству пришлось прибегнуть к сложной финансовой схеме: обеспечить кредитами крепостных и долговыми бумагами помещиков.

Крестьянская реформа 1861 года наделяла крепостных личной свободой, но не землей – она оставалась у помещиков. Правда, крестьяне получали право выкупить у помещиков земельные наделы. Однако у большинства из них денег на это не было. Поэтому государство взяло на себя роль посредника – оно выдавало бывшим крепостным целевые ссуды на 49 лет. В течение этого времени крестьяне должны были платить в казну ежегодные выкупные платежи в размере 6% от суммы долга. Фактически это была государственная ипотечная программа.

И эта программа требовала огромных средств казны, которых не было. В XIX веке дефицит бюджета был хроническим. Поэтому правительство прибегло к кредиту и выдало выкупные ссуды процентными бумагами. Те помещики, чьи крестьяне состояли на оброке, получили пятипроцентные «выкупные свидетельства»; те, чьи крестьяне отрабатывали барщину, - часть выкупных ссуд получили свидетельствами по выкупу с доходностью 5,5%.

Из Положения 1861 года «О выкупе крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости…»: «Содействие (от правительства при приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела) заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной ссуде, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами».

К началу 1881 года, то есть за 20 лет с начала реформы, помещики получили от государства 5%-ных банковских билетов на 168,3 млн рублей, 5%-ных выкупных свидетельств — еще на 191,5 млн рублей, 5,5%-ных выкупных свидетельств – на 67,6 млн рублей. Всего выкупная операция, цель которой была компенсировать потери бывших владельцев крепостных душ, обошлась государству в громадную сумму — более 400 млн рублей. Это примерно все доходы казны в 1861 году.

Выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен был окончиться в 1932 году, но выкупные платежи были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы.

В исторической литературе нет единого мнения о том, была ли выкупная операция выгодна для крестьян. Долгое время указывалось, что цена земли, назначенная правительством, была многократно выше рыночной и отмена крепостного права произошла на невыгодных для крестьян условиях. Кроме выкупных платежей в размере 867 млн рублей, крестьяне заплатили еще 703 млн процентов.

Однако есть другое мнение. Если учесть, что выкупная оценка наделов не менялась вплоть до окончания программы, то есть до 1906 года, при этом тяжесть выкупных платежей постепенно снижалась, а реальная ценность надельной земли возрастала, то в конечном счете крестьяне выиграли.

Оценка стоимости выкупной операции для крестьян является предметом споров. Но есть и бесспорные факты: обращение к кредиту и выпуск выкупных свидетельств сыграли колоссальную роль при реформировании важнейших социальных отношений в условиях дефицита государственного бюджета. Кстати, после отмены крепостного права исключительно быстрыми темпами начала расти численность крестьянского населения.

По сути, крестьянская реформа – это пример того, как фондовый рынок помог решить острую социальную проблему Российской империи.

Адрес страницы: https://www.aton.ru/stockmarkethistory/series_4/