thumb
Ведущий специалист департамента торговли «АТОН»

В условиях плавающего курса рубля перед собственниками бизнеса и менеджментом как никогда первостепенной становится задача сохранить прибыльность основного бизнеса и не растерять выручку из-за резких колебаний валютного курса, которые в любой момент и неоднократно могут случиться на рынке.


Сейчас, на фоне риска усиления санкций, рубль уже теряет по несколько процентов за одну торговую сессию. Информационный фон противоречивый и, скорее всего, останется таким еще несколько месяцев. Компании-импортеры бьют тревогу, начинается паника, но зачастую бывает уже слишком поздно что-либо делать.

События 2014 и 2015 годов, усугубление политических конфликтов в Украине и Сирии, постоянно усиливающееся давление со стороны США и Евросоюза – всё это приводит к резкому ослаблению рубля. Это неизменно ударяет по импортерам и может привести к тому, что некоторым компаниям даже придется закрыть или приостановить часть своей деятельности. Случилось бы такое, если бы компании регулярно хеджировали свои валютные риски?

Динамика курса USD/RUB за 5 лет

Примечательно, что на российском рынке интерес к хеджированию на массовом уровне стал проявляться только после событий осени 2014 года, когда ЦБ РФ отправил рубль в свободное плавание. До этого к хеджированию серьезно относились только крупные корпорации или дочерние структуры иностранных компаний, которые, как правило, всегда страхуют свои валютные риски. Вообще, подходу иностранных компаний в этом вопросе можно только позавидовать. Имея перед собой четкую политику хеджирования, они считают, что не должны заниматься торговлей валютой, это не их основная деятельность. Основная же деятельность должна быть прогнозируема, и такое прогнозирование возможно, если риски застрахованы. И при этом неважно, сработает страховка или нет – прибыль компании от основной деятельности не уменьшится, какие бы валютные колебания ни сотрясали рынок. Сравните хеджирование с покупкой полиса КАСКО, принцип работы абсолютно одинаковый: попав в ДТП, вы пользуетесь страховкой; если во время действия полиса ДТП не случилось, то ваши затраты равны только затратам на страховку. Представьте себе, какие были бы максимальные потери, если бы произошло ДТП, а о страховке вы заранее не позаботились?

Что нужно знать о хеджировании? Разберемся детально.

Прежде всего, хеджирование – это меры, нацеленные на страхование рисков, а не на извлечение прибыли. Целью валютного хеджирования является защита от неблагоприятного изменения курса валют.

Какие инструменты хеджирования доступны компаниям и частным инвесторам на рынке? Начать стоит с того, что все инструменты делятся на два типа:

  • биржевые (стандартизированные) контракты;
  • внебиржевые, когда каждая сделка структурируется под индивидуальные потребности клиента.

Рынок внебиржевых деривативов более глубокий, ликвидный и гибкий. Сроки сделок могут варьироваться от пары недель до нескольких лет, а для решения одной и той же задачи можно использовать несколько структур, каждая из которых по-своему уникальна. Но основное преимущество внебиржевых деривативов в том, что клиенту не нужно «привязываться» к стандартам какой-либо торговой площадки (биржи). Он купит именно ту страховку, которая будет в точности повторять его денежные потоки, включая даты, суммы и особенности расчетов.

Представим, что компания является импортером оборудования. Каждый месяц в течение года ей нужно расплачиваться по контракту, при этом все цены в контракте зафиксированы в долларах США, а вся прибыль компании на территории России – в рублях. Какой будет курс в каждую дату выплат по контракту – никто не знает. Что же может предпринять компания?

1. Купить несколько форвардов / фьючерсов, каждый из которых будет соответствовать определенной дате платежа по контракту.

  • С форвардами (внебиржевой инструмент) все удобно и просто – можно сделать любую дату, которая будет в точности повторять дату платежа по контракту.
  • Фьючерсы (биржевой инструмент) торгуются поквартально (март, июнь, сентябрь, декабрь). Это значит, что хеджировать расчеты в середине октября нужно
    — сентябрьским фьючерсом (при этом компания будет нести валютный риск еще месяц); или
    — декабрьским фьючерсом (тем самым переплатив).

Форварды / фьючерсы удобны тем, что компания уже сейчас знает валютный курс на год вперед и может заложить его в конечную цену товара, тем самым спрогнозировав свои финансовые потоки.

Например, компания-импортер должна купить доллары США через шесть месяцев для расчетов по контракту:

Форвардный курс на 6 месяцев

Для таких транзакций клиенту также придется отвлечь некоторые средства на обеспечение по сделке и оплату вариационной маржи, если вдруг рубль начнет укрепляться.

2. Хорошей альтернативой форварду может быть опцион. Их бесспорный плюс по сравнению с форвардами в том, что, если рынок оказывается благоприятным для клиента (например, крепкий рубль вместо ожидаемой девальвации для импортера), опцион можно не исполнять и купить валюту по рынку. Также клиенту не придется отвлекать средства на обеспечение и вариационную маржу.

Варианты развития событий при хеджировании опционом

А если курс будет не 75.00, а выше, то экономия будет еще больше. Как итог, деятельность компании становится прогнозируемой и не зависит от потрясений на валютных рынках.

Для кого может быть актуальна тема хеджирования? Прежде всего, о хеджировании валютных рисков необходимо задуматься:

  • компаниям-импортерам, имеющим контракты в иностранной валюте и выручку в рублях;
  • валютным заемщикам или кредиторам, чьи обязательства выражены в одной валюте, а активы – в другой;
  • дочерним структурам иностранных компаний;
  • компаниям-экспортерам, цены на продукцию которых выражены в иностранной валюте, а деятельность ведется на территории России в рублях.
Адрес страницы: https://www.aton.ru/ideas/2018-08-13_khedzhirovanie_valyutnykh_riskov_ili_kak_zastrakhovat_biznes_ot_kolebaniya_kursov/
Персональная консультация
Ваше имя*
Телефон*