Заместитель генерального директора по корпоративным финансам Михаил Трофимов рассказал о том, почему кризис — время уникальных возможностей, но на рынке M&A многие из них были упущены.

Мировой финансовый кризис был в чем-то похож на большую рождественскую распродажу. Те, кто готовился к нему заранее и накапливал средства, могли от души разгуляться на этом празднике жизни с 50-70%-ным дисконтом. Но шопоголиков с припасенным рублем оказалось немного, во многих случаях качество товара резко снизилось, либо продавцы решили не выкладывать свой товар, ожидая лучших времен. Объем российского рынка слияний и поглощений в кризисный 2009 год упал почти на 60%.

Значительная часть сделок в 2009 г. на рынке M&A в России была вынужденной. Кредиторы столкнулись с массовыми неплатежами и оказались в ситуации, когда реальные деньги от должников получить невозможно и необходимо искать альтернативные способы возврата долгов — например, приобретая бизнес или активы должника. Особенно ярко эта тенденция прослеживалась в секторе недвижимости. Также прошел ряд крупных сделок, которые были следующими фазами объявленных (или состоявшихся) ранее транзакций: например, МДМ-банк объединился с «Урса банком», а французская группа Societe Generale докупила акции Росбанка, доведя долю в его капитале до 65,7%.

Но исключения все же нашлись. В кризис безусловным лидером рынка M&A стала нефтяная отрасль: здесь объем сделок увеличился более чем на 75% по сравнению с 2008 г. Сумма сделок составила около $13 млрд только по четырем крупнейшим покупателям: «Газпром» купил «Ямал СПГ», «Лукойл» приобрел Isab, АФК «Система» — предприятия башкирского ТЭКа, а «Сургутнефтегаз» — долю в венгерской компании Mol. За нефтегазовой сферой последовал сектор телекоммуникацией с давно ожидаемой сделкой по объединению «Киевстара» и «Вымпелкома». Кроме того, «Вымпелком» сейчас работает над объединением с крупной международной телекоммуникационной группой Weather.

В этом году произошел новый всплеск активности в потребительском секторе: приобретение PepsiCo компании «Вимм-билль-данн», слияние российского бизнеса Danone c «Юнимилк», покупка компанией Coca-Cola сокового производителя «Нидан». X5 Retail Group приобрела в декабре сеть дискаунтеров «Копейка»; по рыночной информации, за это приобретение с Х5 конкурировал один из крупнейших международных ритейлеров. Всё это еще раз подтверждает высокий уровень привлекательности российского потребительского рынка — крупнейшие международные компании борются за расширение своего присутствия на нем.

И все же пока общий объем сделок остается существенно ниже предкризисного показателя. Тем не менее фундаментальная глобальная тенденция по консолидации и укрупнению никуда не делась; более того, сейчас она будет усилена ожиданиями обесценивания денежных средств, которые подстегивают стратегических инвесторов к приобретению реальных активов. Эту тенденцию мы видим и по активизации наших клиентов и по конъюнктуре рынка в целом. В среднесрочной перспективе нас ожидает очень высокая активность на рынке M&A.

Адрес страницы: https://www.aton.ru/ideas/analiticheskaya_kolonka_mihaila_trofimova_na_sajte_vedomosti/