Последние два года российский инвестиционный бизнес продолжает постепенно выходить на докризисный уровень. Один из старейших и независимых игроков рынка – Инвестиционная группа «АТОН» не только благополучно пережила кризисный период, но и продолжает успешно развиваться, осваивая новые направления бизнеса. Об инвестиционном бизнесе в посткризисный период и о том, какие инвестиционные продукты сейчас востребованы на рынке, РБК рассказал генеральный директор ИК «АТОН» Андрей Шеметов.

Как повлиял кризис на индустрию управления активами в России?

За время кризиса у инвесторов возник кризис доверия к российским управляющим компаниям.
Люди увидели, что с их средствами обращались не так, как им обещали, инвестировали не в те проекты, в которые они хотели, у них не было возможности вернуть свои деньги. Эта ситуация привела к тому, что после кризиса люди стали бояться возвращаться на рынок и начали вкладывать свои активы в депозиты, теряя деньги на инфляции. Сейчас мы видим, что ситуация понемногу начинает меняться. Клиенты возвращаются к тем компаниям, которые давно работают на рынке и сумели себя зарекомендовать. На примере АТОНа, сумевшего за 20 лет завоевать доверие клиентов, как с точки зрения финансовой стабильности, так и показателей доходности, мы наблюдаем, что с каждым месяцем инвесторы все более активно проявляют интерес к нашим продуктам.

За счет чего ИК «АТОН» удалось преодолеть период кризиса и вернуть свои позиции в посткризисное время?

У бизнеса большой запас финансовой прочности, создаваемый с 1991 года, который позволил не просто пережить кризис, но и открывать новые бизнесы. Безусловно, немаловажную роль здесь сыграла продажа институционального бизнеса группе UniСredit в 2006 году.

Вместе с тем, наша бизнес-модель основана на разумной политики риск менеджмента. Мы всегда должны иметь возможность вернуть все клиентские активы по первому требованию и используем их только для операций, связанных с инвестиционными решениями самих клиентов, Необходимо всегда трезво оценивать степень риска, которую можно брать на компанию и на клиента, тогда любой кризис можно пережить, если не без потерь, то точно без сильных потрясений.

Как же вернуть доверие клиентов к инвесткомпаниям?

Если говорить на примере нашей компании, мы занимаем открытую позицию в отношении клиентов и предлагаем только те продукты, в которые сами верим, в которые сами готовы инвестировать. Если мы видим, что сейчас на рынке рискованно вкладываться не только в акции 2-го, 3-го эшелона, а даже в голубые фишки, мы всегда честно озвучиваем это инвесторам, оберегая их от возможных потерь. Все наши рекомендации клиентам основаны на системной оценке рисков и возможностей, которую осуществляет наша профессиональная команда аналитиков и управляющих.

Каким инвестиционным инструментам сейчас отдают предпочтение более опытные инвесторы?

У более опытных инвесторов основная потребность в качественной торговой системе, которая необходима для построения собственной модели инвестирования и получения своевременной информации. Для людей, которым необходима альтернатива депозитам, рекомендую вкладываться в ПИФы, т.к. вижу в них самый большой потенциал роста. Но в ПИФы нужно входить, когда инвестор ставит себе горизонт в 2-3 года, потому что краткосрочные финансовые вложения, менее чем на полгода, являются очень рискованными и убыточными.

Если вы спросите меня, я бы пошел в «АТОН», потому что знаю, как работают наши управляющие, и смело могу их рекомендовать своим друзьям, и вкладывал бы средства в два ПИФа – в фонд смешанных инвестиций, где риск падения минимальный, и он борется с депозитом, обгонав его, например, в 2010 году – на 39%. И в более рискованный – фонд акций, который за последние четыре года обогнал индекс ММВБ на 35%.

Как вы считаете, вырос ли интерес инвесторов к структурным продуктам?

Смещение интересов инвесторов в сторону структурных продуктов очень заметно. Кризис продемонстрировал, что для того, чтобы обезопасить свои активы, необходимо хеджировать себя дополнительными инструментами в виде опционов и фьючерсов. Инвесторы усвоили этот урок и уже сейчас начинают проявлять заметный интерес к структурным продуктам.

Какой по вашему мнению наиболее привлекательный инструмент для частных инвесторов в 2011 году?

Для обеспеченных людей – это доверительное управление, где порог вхождения в АТОНе от 5 млн руб. Для розничного клиента с меньшим размером инвестиций лучшая альтернатива – это ПИФы. В нашей стране, к сожалению, эта индустрия пока еще только развивается и должна завоевать доверие инвесторов. У людей еще нет понимания, что ПИФы являются гораздо более выгодным инструментом, по сравнению с депозитами, но, как и любой другой инвестиционный инструмент, в них необходимо вкладывать, обладая пониманием рынка.

Какой объем средств удалось привлечь в ПИФы «АТОНу» в 2010 г.?

За 2010 г. мы привлекли в паевые фонды более 640 млн руб., если говорить про общий объем активов под управлением компании «АТОН», то на текущий момент – это около 15 млрд руб.

На ваш взгляд, какой эффект может оказать повышение нормативов достаточности средств профучастников РЦБ с 1 июля 2011 г.до 50 млн руб.?

Для «АТОНа» повышение нормативов достаточности средств не является проблемой, но для небольших региональных игроков найти такую сумму может стать невыполнимой задачей, что приведет к уменьшению количества компаний на рынке. Все регулятивные меры необходимо предпринимать в комплексе, например, параллельно вводить институт финансовых советников, которых бы лицензировал НАУФОР, и они могли бы работать через инвестиционные компании.

Какие цели преследует компания в 2011 г.?

В 2011 году мы планируем продолжать динамичное развитие компании, запускать новые продукты, вводить новые сервисы для соответствия потребностям клиентов и повышать качество обслуживания, нанимать сильнейших профессионалов рынка для развития новых направлений и усиления уже существующих.

В наших планах увеличение в два раза объема привлеченных инвестиций в паевые инвестиционнные фонды.
В мае 2011 году мы планируем запуск механической торговой системы «ярмарка стратегий», которая позволит клиенту не только подписаться на любую комбинацию портфелей рекомендаций, но и подключить автоматическое исполнение рекомендаций.

Мы получили несколько мандатов и на сделки M&A, и на участие в организации IPO, которые должны пройти в текущем году.
АТОН продолжит развитие на международном рынке. Как известно, в 2010 г. мы открыли офисы в Лондоне и Алма-Ате, швейцрский офис в Женеве, у нас есть представительство на Кипре. В этом году мы думаем над открытием офиса в Нью-Йорке.

К 2015 году мы рассчитываем на капитализацию в 1 млрд долл и выйти на IPO. Этот шаг является для нас тактической, а не стратегической задачей. Наша цель — построить привлекательный и прозрачный бизнес, с понятной системой управления, высоким уровнем прибыльности.

Каков портрет клиента компании «АТОН»?

Наш розничный клиент – это представитель среднего класса, с уровнем инвестиций около 500 тыс. руб. Институциональным инвестором может выступить любая российская или иностранная компания вне зависимости от уровня капитализации и других параметров. Безусловно, существуют определенные минимальные требования, но здесь происходит автоматическая фильтрация.

В чем Вы, как участник рабочей группы по созданию МФЦ, видите экономический эффект от создания Международного финансового центра?

Создание Международного финансового центра, в первую очередь, должно привлечь иностранных инвесторов и дополнительный капитал в портфельные и спекулятивные инвестиции, что в результате приведет к увеличению доходов населения и страны в целом.

То есть вы рассматриваете МФЦ как некий канал для притока инвестиций в Россию?

В Россию придут инвестиции вместе с улучшением инвестиционного климата и синхронизацией законодательства РФ в соответствии с международными стандартами. Главная задача МФЦ состоит в том, чтобы простой и удобный доступ на российский рынок получили инвесторы из любой точки мира. По сути, мы должны добиться ситуации, при которой международным инвесторам и российским инвесторам будет одинаково удобно покупать как акции «Газпрома», так и акции «Кока-Колы».

Адрес страницы: https://www.aton.ru/ideas/intervyu_s_generalnym_direktorom_andreem_shemetovym/